Другими словами, ликвидационный баланс - отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние ликвидируемого предприятия на дату, с которой оно прекращает свое существование как юридическое лицо. Показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода, в течение которого оно должно было взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами и банками.
На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое перейдет к учредителям.
Ликвидационный баланс составляется, утверждается учредителями (участниками) юридического лица и согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом. Передав в налоговую инспекцию ликвидационный баланс, организация снимается с налогового учета. Ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, которые ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.
Материал LARGO MANAGEMENT GROUP – консалтинговой компании.
Ссылка на материал:
http://largo.ru/blog/accounting/post/sostavlenie_likvidatsionnogo_balansa-200/
Каждое предприятие имеет свой жизненный цикл, который исчисляется с момента его основания. И на любом из этапов своего жизненного цикла предприятие может прекратить процесс своего функционирования и существования вообще.
Когда дело доходит до ликвидации предприятия, необходимо быть готовым к тому, что этот процесс будет сложным и длительным и для эффективного его завершения потребуется обязательное участие бухгалтера. Во время процедуры ликвидации кредиторы могут на протяжении определенного периода времени предъявить ликвидируемой компании свои кредитные требования. Чтобы понять, насколько эти требования реализуемы, бухгалтер должен составить ликвидационный баланс, которому в обязательном порядке предшествует инвентаризация.
Самым первым этапом, без которого невозможно правильно составить ликвидационный баланс, является промежуточный ликвидационный баланс.
Промежуточный ликвидационный баланс
Этот вид баланса составляется после того, как окончены сроки расчетов с кредиторами. Подразумевается, что составлением промежуточного баланса должна заниматься ликвидационная комиссия, хотя на практике данным вопросом чаще всего занимается бухгалтер. Промежуточный ликвидационный баланс составляется аналогично квартальному или годовому балансу. Кроме того, о том, что он составляется, требуется сообщить в налоговую инспекцию.
Целью составления ликвидационного промежуточного баланса на момент, когда открыто конкурсное производство, является отражение имущественного положения ликвидируемой организации еще до того, как будет начата реализация активов и ликвидационная комиссия приступит к производству расходов. Также следует учесть, что в промежуточном балансе должны отражаться результаты рассмотрения требований, предъявляемых кредиторами. Таким образом, составить промежуточный баланс можно только после того как будет закрыт реестр требований кредиторов.
Когда кредиторами предъявлены все требования, после получения согласия ликвидационной комиссии специалисты могут приступать к составлению промежуточного ликвидационного баланса.
Сведения, включаемые в промежуточный баланс
В промежуточном ликвидационном балансе должны присутствовать сведения относительно состава имущества. Сюда должны быть включены:
- здания и сооружения с указанием их инвентарных номеров, наименований и адресов. Также указывается год ввода в эксплуатацию, остаточная стоимость и фактический износ;
- машины, оборудования и другие основные средства. В обязательном порядке указывается их инвентарный номер, наименование и адрес, а также фактический износ, остаточная стоимость и год, когда объекты были введены в эксплуатацию;
- неустановленное оборудование и объекты незавершенного капитального строительства. Требуется обязательно указать наименование объекта, его адрес, дату начала строительства, балансовую стоимость и фактически выполненный объем;
- долгосрочные финансовые вложения. Для этой категории указываются стоимость по активу баланса и долгосрочные финансовые вложения;
- затраты, запасы, денежные средства и финансовые активы. Здесь обязательно указываются производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, товары, готовая продукция, другие запасы и затраты, расчеты и активы, включая отгруженные товары и расчеты с дебиторами, выданные поставщиками и подрядчиками авансы, валютные и расчетные счета, кассу и краткосрочные финансовые вложения;
- нематериальные активы. В обязательном порядке указывается стоимость таких активов по активу баланса;
- требования, которые предъявляют кредиторы к ликвидируемому предприятию. Здесь в порядке очередности указывается наименование каждого кредитора, решение об удовлетворении и точная сумма задолженности.
Таким образом, правильно составленный промежуточный ликвидационный баланс должен включать в себя:
- стоимость всего имущества ликвидируемого предприятия;
- полные сведения о пассивах и активах предприятия;
- полные сведения о кредиторской и дебиторской задолженностях.
В приложении к балансу отдельно указывается перечень всех требований, которые предъявляют кредиторы. В этом документе также указываются результаты рассмотрения перечисленных требований ликвидационной комиссией.
Основанием для составления ликвидационного промежуточного баланса должен являться последний бухгалтерский баланс предприятия, которые составляется перед тем, как происходит принятие решения о ликвидации организации или предприятия. Как правило, ликвидационный баланс составляется в конце года. В качестве данных используются те сведения, которые получены по результатам мер, предпринимаемых конкурсным управляющим в целях поиска и возврата имущества должника. Особенно принимаются во внимание расходы конкурсного управляющего, которые он несет в связи с процедурой банкротства.
Окончательный этап составления ликвидационного баланса
Когда задолженность организации или предприятия будет погашена, приходит черед следующего этапа – составления окончательного ликвидационного баланса. Другими словами, реализация этого этапа происходит, когда подходит к завершению конкурсное производство.
Целью окончательного ликвидационного баланса является демонстрация всех без исключения убытков, которые пришлось понести кредиторам предприятия и непосредственно собственниками. Следует учесть, что входящие остатки, показываемые в окончательном ликвидационном балансе, должны находиться в соответствии с данными промежуточного баланса. Иначе не будет получена наглядная картина результативности конкурсного производства. Что касается кредиторской и дебиторской задолженностей, их следует распределить или даже списать, когда составляется ликвидационный баланс.
Согласно действующему законодательству, те убытки и прибыль, которые обнаруживаются в процессе составления ликвидационного баланса, расцениваются как балансирующая статья и не могут нести никакой другой нагрузки, включая налоговую.
(Адрес и контакты ООО "Невский аудит": 193230, г. Санкт-Петербург, Невский район,
пер. Челиева д.13, лит.Б, пом.11, Бизнес-центр "Мак Тауэр", офис 213, ООО "Невский аудит",
тел.:(812)640-55-82, факс:(812)640-55-83,
E-mail: [email protected], сайт: https://nevaudit.ru )